ЛАНДШАФТ ДУШИ
«Белая площадь» Элины Петровой сочетает несочетаемое: геометрическую логику построения книги и импровизационную свободу образа, сопрягающего столь далёкие ассоциации, что требуется (от читателя) определённое усилие, чтобы постичь его многоступенчатую достоверность. Не стоит здесь «поверять алгеброй гармонию», доверьтесь интуиции. Интуиции - и интонации. Поэзия Элины насыщенно музыкальна. Обговаривалась идея включить в композицию книги ноты, но - отказались, опасаясь перегрузки. Впрочем, музыка слышна и без нот: «дробь каблучков», «гул вавилонский», «тысячи хоров» - и одинокий виолончельный человеческий голос.
Удивительно: обитая в таком плосковатом (архитектурно, только архитектурно!) городе, как терриконно - хрущёбный Донецк, Элина смогла так изощрённо выстроить ландшафт своей души. Здесь игольчатая готика сочетается с тяжеловесным великолепием Рима и витиеватой Византией. Надо всем нависает призрачный мираж Кастальских башен. Неутомимый одинокий зодчий, Элина ежедневно (ежестрочно) прокладывает свой воздушный тоннель от приземлённого быта - в Ноосферу. Тем дороже в книге просторечная скороговорка, бабий вздох: «На гостиничной кровати переспи со мною хоть...», «Не носи мне больше передач - всё, что нужно, мне пропишет врач». Обмолвка уставшего ангела, пытающегося в размахе обнимающих крыл соединить «изнывающую жалость» к малым сим и восторг перед вершинами творенья и сладким подвигом Творца. Этот всеобнимающий - на разрыв! - размах крыльев наиболее полно воплощён в кратком фрагменте: «он (чужой - от редакт.) не сечёт эстетики распада в великолепном ржавом разнотравье моих божественных, бомжественных краёв». Столь дерзко - и столь справедливо и точно прозреть единоначалие Бога и бомжа – может только БО(М)ЖЕСТВЕННЫЙ поэт.
Наталья Хаткина
Донецк, 1998
Бомжественный романс
Конец сезона. Йодом и соляркой
пронизан воздух: катер рассекает
такие плавные и пепельные волны...
А в перламутре черного рапана
как будто дремлет имя “Навсикая”...
Азов мой древний, сумрачная ясность:
таких печальных ласковых небес
нигде не встречу, сколько ни ищу.
Азов мой нищий, ко всему привычный,
в холерных домиках проводит “отпуска”
и возвращается в убогие хрущовки,
принявши душ за серой простыней
под “Скоро там?!” Но, впрочем, не о том...
Здесь, собственно, не место “шератонам”,
“скай-лайнам” и учтивому народу
с баварских двориков, растящему цветы
в окрестностях цементного завода.
Не Нюрнбергская ярмарка, вам здесь —
другие запахи. Ганс Сакс с ней! — не о том
(он не сечет эстетики распада
в великолепном ржавом разнотравье
моих божественных, бомжественных краев).
Да, наша чаша — не фонтан Бернини,
а рукомойник на столько-то душ
по нормам пятьдесят закапанного года...
Расти, Щегловка, принимай птенцов,
нюхнувших пороху и, на десерт, метана,
кади свое, парчовая сутана:
здесь перепись народа ни к чему —
не шлют от Ирода, а только нанимают
и “отпускают”... Впрочем, не о том.
Мы ведь об отпуске? Все та же Навсикая
летит сребристой пенной колесницей
в рассветной дымке лакового моря
моих божественных, бомжественных краев.
1998
Примечания:
Щегловка — донецкое кладбище (неподалёку от вентствола шахты им. Засядько)
Ганс Сакс (1494-1576) – немецкий поэт, автор сатирических произведений, композитор и актёр
Поэмка без героев
В Ниневии постятся не из стёба.
Сбежал Иона, вызвав гнев стихий
На континент настырных адвокатов,
Подтянутых сенаторов седых
И сдобных бюстов с крепкими зубами.
Бай-бай, Иона! Оставайтесь с нами:
Из типографий головы везут,
Предвыборно посыпанные пеплом -
Столь артистично, что свербит предаться
Раскраске буколической картинки,
Где самый распоследний инженер
Clicquot лакает в «Александр-холле»
Под возгласы радушной «головы»,
Поэт в добротной обуви читает
Аттилу Йожефа для рыночной братвы,
И все братаются - о, скатерть-самобранка!
Поёт Шаляпин. Вещая каурка
Летит похлеще Thalys без билета,
И оставляет ленты автобанов
Вслед за собой. В оранжевых жилетах
Плюют, крестясь, подвыпившие бабы,
Где догоняет «белочку» по кочкам
Пропойца Ванечка на печке... СВЧ.
Эх, Емельяныч, - дивная порода.
«Бо вiн - москаль!» Потрескивает плёнка:
Ангелоликий, лысенький, с тенями
Вкруг глаз страдальческих, устало, сквозь года
Диктует тихий дяденька Бендера
(Он не обидит мухи натощак) письмо к собратьям.
(«Панi i панове» здесь рукоплещут).
Рушник-хатинку-вишню-щиру матiр -
Усе спалили клятi москалi.
Як катували-мордували неньку
На Колимi! А русские - в Мацесте-
На танцах - с барышней - стаканом лимонада?
Не надо... больше. Незалежну Мавку
Теперь контузило своею же гранатой.
И, вот, слоняется расхрыстанною девкой,
Всегда брюхатая, с улыбкой неземной:
То клянчит с кружкой прошлогоднюю платню,
То счётчик Гейгера ховаe у мотню,
То в ящик смотрит на своих героев,
И всё хохочет, то навзрыд завоет -
«Плюндрують» дурочку, ну, все, кому не лень,
То оберут, то вытолкают в шею...
Босая странница бросает в костерок
Листовки - «головы» со счётом в Лимасоле,
И поедает с хрустом малосольный,
Такий смачний домашнiй огiрок.
2000
Примечания:
— «Александр-холл» - один из донецких ресторанов, когда-то бывший популярным у «отцов» города.
— Перед своей трагической гибелью выдающийся венгерский поэт Аттила Йожеф просил материальной помощи у попечителя Лит. Фонда, ссылаясь на то, что голодает, не топит печь и не имеет средств на обувь: «…я ношу ботинки на пуговицах, 43 размера, подкладывая туда стельки, а мой размер - 39».
— Thalys - сверхскоростной европейский поезд
— Лимасол - банковские счета на Кипре.
Ultima Thule
В ветровке, у крыльца досчатого барака,
Пытаясь безуспешно подкурить,
Очутишься, глазам своим не веря,
Где старое авто завалено песком
До самых стёкол: оглашенный Океан!
И даже в беглой лепке облаков
(По меньшей мере, Ренессансного размаха) -
Его предчувствие, и смутная потеря:
Обратный путь заказан. Раздари
Запчасти, стопки перетянутых жгутом
Скоросшивателей, расписок, «аус вайсов»,
И обживайся: все, ради кого
Не жаль себя пустить на трансплантанты -
Всегда в тебе и, старясь так «гуманно»
(По клеточке, сосудику, рецепту
Последней ампулки и выцветшему снимку),
Тебя покинут, оставаясь здесь.
И снова утро: женщина в ночнушке
Тебя проводит - стискиваешь руку
Её прозрачную. И разжимаешь. Дверь
На ржавых петлях хлопнет. Но едва ли...
В твоей руке - лишь ключик зажиганья.
И Океан стеною за спиной.
1997
Литовская элегия
Плывущие над соснами и в тихой зелени
литовского озера
невозвратные закатные небеса:
акварельные полосы солнечной лавы,
набухшей мокрой сиренью, просверки молний
там, где возможно лиловы
развилки шоссе… свежесть такая каскадом,
надежда, жизнь сама окуналась
в водовороты радужек карих —
мы глядели с тобою одними глазами,
теми же, что и потом, в последнюю дверь,
белую, с блекло-сиреневыми тенями,
что тебе уже мнились,
и я не могла разглядеть.
Пункция без наркоза –
посадка с мелькающими стволами-секундами:
ветки, голые ветки;
люди, невзрачные люди в горчичных плащах
спешат по шуршащей листве
то ли к перрону, то ли…
За спинкой кровати были окно и термос…
флегмонная пустошь разверстых закатов,
берёзка да жухлая трава.
Ты спрашивала, что в головах, и обрывала –
всё равно не увидеть, даже моими глазами…
я растеряла все человеческие слова
и мычала, как Квазимодо.
Вентиляционный канал освещало что-то -
не отражение молнии или неона,
а… бог с ним: ещё Омнопона?
“С днём рожденья, любимый… я помню,
хоть и восьмой укол.”
Зав. хосписа - Харон с лошадиными глазами -
загодя знает, когда опустеет кровать,
но вряд ли подскажет, когда нам опять
дано будет видеть тихие, осиянные вечера
у зелёного озера.
Невысказанная Осанна…
Мы б уже не были столь жестоки,
Увидев друг друга глазами Бога.
Пепел вороньих волос моих
на твоём белоснежном лацкане, как залог…
Я плыву к тебе с мальчишечьей стрижкой,
когда засыпаю.
2004